МЕЛЕШЕНКОВ АЛЕКСЕЙ ПАРФЁНОВИЧ
Родился 25 февраля 1906 года в селе Семёново (ныне - Дорогобужский район Смоленской области). В марте 1941 года Мелешенков был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию Красноармейским районным военным комиссариатом Смоленска (по другим данным, Смоленским районным военным комиссариатом).
С начала Великой Отечественной войны - на её фронтах. Воевал инженером-фортификатором планово-производственного отделения инженерного отдела 40-й инженерно-сапёрной бригады Западного фронта. Участвовал в строительстве огневых точек, инженерных заграждений, дорог, мостов, переправ. В марте 1942 года Мелешенков обеспечивал строительство переправы длиной 385 метров через реку Жиздру. Действуя в условиях дефицита рабочих рук и транспорта, работая сутки напролёт, он сумел выполнить эту работу в срок.
Впоследствии Мелешенков стал заместителем командира 155-го инженерно-минного батальона Западного фронта. Принимал активное участие в строительстве оборонительных рубежей в городе Белёве и превращению его в город-крепость. Этот полуразрушённый город усилиями сапёров превратился в мощный узел сопротивления. В дальнейшем занимал должность помощника по технической части командира 158-го инженерно-сапёрного батальона.
В 1944 году Мелешенков уже командовал 157-м инженерно-сапёрным батальоном 12-й инженерно-сапёрной бригады Резерва Главного Командования 3-го Прибалтийского фронта. Вверенное ему подразделение строило сложнейшие объекты. Так, всего за 12 дней - с 8 по 20 августа 1944 года сапёры построили высоководный мост на рамных опорах в населённом пункте Шмойлово Псковской области длиной 56,5 метров, чем обеспечили снабжение частей армии. 24-30 мая 1944 года батальон Мелешенкова построил учебный артиллерийский полигон в деревне Замосточье.
В ночь с 11 на 12 снетября 1944 года сапёры под командованием Мелешенкова неожиданно для противника организовали понтонную переправу через водную преграду, в значительной мере содействовав общему успеху. В ночь с 13 на 14 сентября 1944 года, всего за шесть часов, ими был построен деревянный мост, позволивший пропустить основные силы. Когда часть конструкций и несколько бойцов были выведены из строя вражеским обстрелом, Мелешенков организовал восстановление моста, а затем и возведение моста-дублёра, по которому за 40 минут была переправлена тяжёлая артиллерия и трактора. Только во время боёв в Померании батальон Мелешенкова проверил на мины более 450 километров дорог в полосе 50 метров, обезвредил около 500 мин различных конструкций, построил и отремонтировал 5 мостов, построил 250 погонных метров колейной и жердевой дорог. Все эти мероприятия обеспечили наступательные действия войск и бесперебойное снабжение действующих частей.
Участвовал также в советско-японской войне. После её окончания Мелешенков продолжил службу в Советской Армии. В апреле 1970 года был уволен в запас в звании подполковника технической службы. Проживал в Смоленске. Умер 26 января 1992 года, похоронен на Новом кладбище Смоленска.
Был награждён орденом Александра Невского (20.09.1945), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (01.10.1944, 02.04.1945). двумя орденами Отечественной войны 2-й степени (12.06.1944, 06.04.1985), орденом Красной Звезды (24.04.1943), медалью "За боевые заслуги" (23.05.1942) и рядом других медалей.
Источники:
1) Учётная карточка награждённого к 40-летию Победы.
2) Наградные листы.
3) Наградные списки.
4) Решение Смоленского облисполкома о награждении медалями "Ветеран труда" от 27.10.1977. Государственный архив Смоленской области.
5) Учётно-послужная карта.
6) Фотография А. П. Мелешенкова предоставлена его внуками.