ГУЛЯЕВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ
Родился 25 сентября 1899 года в деревне Негоново (ныне — Торжокский район Тверской области). В 1914 году окончил Торжокское земское училище.
20 августа 1918 года добровольно пошёл на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Первоначально служил красноармейцем в 9-м пограничном полку. В 1919 году окончил курсы военных комиссаров Западного фронта. Участвовал в боях Гражданской войны, будучи политруком роты, секретарём военного комиссара 69-го стрелкового полка 16-й армии, был ранен. В 1920-1922 годах занимал должность военного комиссара — помощника командира по политической части роты, затем служил в Управлении военного коменданта железнодорожной станции Петроград.
После окончания Гражданской войны служил политруком роты 17-го железнодорожного полка, дислоцировавшегося в Мурманске и Ленинграде.
В 1926 году окончил Ленинградскую школу военных сообщений имени М. В. Фрунзе, после чего служил политруком, командиром роты, начальником полковой школы, командиром батальона во 2-м железнодорожном полку. В 1935 году окончил Военно-транспортную академию. Продолжал службу на штабных и политических должностях в железнодорожных частях. С января 1939 года служил в Генеральном штабе РККА на должности помощника начальника 2-го отделения 3-го отдела, позднее занимал должности старшего помощника начальника 2-го отделения 4-го отдела, начальника 8-го отдела Управления военных сообщений Генштаба.
27 июня 1941 года Гуляев был направлен в действующую армию на должность помощника по технической части командира 11-й железнодорожной бригады. С декабря 1943 года командовал 20-м эксплуатационным железнодорожным полком 50-й отдельной эксплуатационной железнодорожной бригады. Этот полк был им принят на стадии формирования, но, даже имея в своём подчинении неопытный личный состав, работая в плохих метеорологических и материально-бытовых условиях, Гуляев успешно справился с первым же возложенным на него заданием по завершению строительства трёхсоткилометрового участка Северо-Печорской железной дороги.
Когда советские войска освободили Румынию, полк Гуляева был переброшен туда, заняв самый большой среди всех остальных железнодорожных полков участок работы. Воины-железнодорожники обеспечивали перевозки войск 2-го Украинского фронта, успешно справляясь со всеми возложенными на них задачами.
В июне 1945 года полк Гуляева был переброшен на Дальний Восток, где внёс большой вклад в организацию работы по эксплуатации и движению воинских эшелонов. Двигаясь вслед за советскими частями в Маньчжурии, Гуляев и его полк успешно организовали ремонт и эксплуатацию железных дорог на её территории.
После окончания войны Гуляев продолжил службу в Советской Армии, командовал 25-м и 24-м отдельными эксплуатационными железнодорожными полками, дислоцировавшихся в Китае. В 1951 году окончил Высшие академические курсы при Военно-транспортной академии, после чего служил заместителем командира 26-й железнодорожной бригады. В январе 1955 года в звании полковника был уволен в запас. Проживал в Смоленске, активно занимался общественной работой. Умер 15 апреля 1978 года.
Был награждён орденом Ленина (21.02.1945), двумя орденами Красного Знамени (03.11.1944, 20.06.1949), орденами Отечественной войны 1-й (05.10.1945) и 2-й (25.02.1945), орденом Красной Звезды (28.10.1967), медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (31.03.1970), «За оборону Ленинграда», «За взятие Будапешта», «За Победу над Германией», «За Победу над Японией», рядом других медалей, а также монгольской медалью «Мы победили» (1945) и знаком активиста Советского комитета ветеранов войны.
Источники:
1) Учётно-послужная карта из ЦАМО РФ.
2) Наградные листы.
3) Семёнов С. Е. Почётные захоронения города Смоленска. - Смоленск: Свиток, 2024.