Одинцовское кладбище

ГОРЕНИНОВА ГАЛИНА ИВАНОВНА

Сержант технической службы

 Орден Отечественной войны II степени Медаль За отвагу Медаль За боевые заслуги Медаль За Победу над Германией
 Медаль 20 лет Победы Медаль 30 лет Победы Медаль 40 лет Победы Медаль 50 лет Победы
 Медаль 60 лет Победы Медаль 65 лет Победы Медаль 70 лет Победы

 

 

 

 

 

 

 

 


Родилась 11 марта 1922 года в городе Дорогобуже (ныне - Смоленская область).

В мае 1942 года Горенинова была призвана на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию Хоботовским районным военным комиссариатом Тамбовской области. С октября того же года - на фронтах Великой Отечественной войны. Служила авиационным мотористом в 1-й эскадрилье 586-го истребительного авиационного полка - одного из женских авиационных полков. Обслуживала боевые вылеты самолётов Як-7б. за всё время своей службы не допустив ни одного лётного происшествия. В общей сложности за время своего участия в войне Горенинова обслужила 232 вылета.

После окончания войны в звании сержанта технической службы Горенинова была демобилизована. Умерла 22 августа 2019 года, похоронена на Одинцовском кладбище Смоленска.

Была награждена орденом Отечественной войны 2-й степени (06.04.1985), медалями "За отвагу" (20.06.195), "За боевые заслуги" (25.10.1943) и рядом других медалей.

Из сборника воспоминаний "В небе фронтовом":

Галя Горенинова, или, как мы ее называли между собой, Галка, уже успела накинуть на плоскость брезентовую дорожку трапа и ловко перехватить под носом у других подъезжающий «БЗ». Светлые тоненькие косички смешно торчат из-под берета, немного веснушчатое лицо ее светится от удовольствия.

Еще бы! Машина в порядке, командир доволен! Что надо еще технику? Наш командир не очень щедр на похвалы, но мы знаем, что скупые слова капитана Ямщиковой означают высокую оценку нашей работы.

— Заправляй! — кричу я Галке скорее по привычке, потому что Галка очень хороший моторист, прекрасно знает материальную часть, аккуратна и требовательна.

Пока льется в баки красноватый бензин, я быстро снимаю боковую щечку мотора, привычно ощупываю, крепко ли закручены все гайки, проверяю шплинтовку и контровку. Мотор дышит жаром, внутри еще булькает горячее масло, но ни одного потека. Аккуратно ставлю щечку на место, перехожу на другую сторону. У каждого механика своя манера и свой метод осмотра. Около каждой машины, словно муравьи, копошатся «технари» — так дружески, шутливо называют техников. Я уже под фюзеляжем самолета. Но что это? На капот сквозь отверстия бензосливных трубок медленными каплями падает масло. Галка уже заправила баки, посмотрела уровень масла и воды в баках и подсаживается ко мне. Что-то неладно... Необходимо быстрее снять капот, выяснить, где повреждение, отчего течет начинающее загустевать масло. Треснула ли труба маслопровода, порвался ли дюрит, насколько серьезно повреждение, и сможем ли мы быстро устранить его?

Мы почти не разговариваем. За время совместной работы каждый из нас прекрасно понимает друг друга без слов, по одному взгляду кивку головой, выражению лица Быстро работаем тряпками, старательно обтирая все трубы, так замысловато переплетенные под капотом. Руки жжет от еще не успевших остыть деталей, но нет времени ждать: надо немедленно установить причину и место течи.

— Здесь, — киваю я на вновь показавшееся на трубе масло и стараюсь разглядеть трещину.

— Нет, — говорит Галка, — смотри выше, капля падает оттуда, потом течет по трубе.

Я поднимаю голову, стараясь проникнуть как можно глубже в сложный лабиринт труб. Мы обе не замечаем, как тяжелые капли падают и растекаются по лицу. Ясно! Опять этот проклятый хомутик!

Галка уже тащит нашу походную «каптерку». В полку нет экипажа, который не имел бы личной «каптерки». В большой инструментальной сумке или в ящичке у «технарей» хранятся запасные гайки, хомутики, переходники, винты. Все это богатство аккуратно по сортам нанизано на проволочку. «Каптерка», как самый драгоценный груз, перевозится и охраняется техниками и все время старательно, любыми способами пополняется.

С трудом сбрасываю прикипевший на дюрите треснувший хомутик. Галка подает новый; она молча оттягивает масляную трубу, давая возможность пролезть моим рукам в нужное место. Я знаю, что руки ей нестерпимо жжет — температура мотора девяносто градусов, а в лицо льется горячая струя масла, заливая глаза, рот, забирается за ворот гимнастерки. Но главное сейчас — быстро устранить течь. Пять... десять минут... Все! Мы садимся прямо на перемазанную маслом землю. С удовлетворением смотрим друг на друга. Смешное зрелище представляем мы сейчас, но мы уже привыкли, и наши черные блестящие лица не кажутся нам комичными. Галка запускает мотор, а я, уцепившись за подмоторную раму, чтобы не сорвало ветром от винта, смотрю, не покажутся ли вновь предательские потеки. Нет, все в порядке! Мотор чист!

Теперь мы путешествуем за воздушным баллоном. Сжатый воздух для машины — это возможность запустить мотор, убрать шасси, перезарядить оружие, вести стрельбу. Большой, в 60 килограммов, баллон мы находим у самолета техника Нины Шебалиной. Взваливаем эту «игрушку» на руки и осторожно несем к себе. Нашу машину уже атакуют вооруженцы. Их главный — Мария Щербатюк, маленькая, коренастая, черноглазая девушка, быстро и четко дает указания Лиде Тереховой и Вале Абанькиной. Приятно смотреть, как они ловко и быстро вкладывают ленты, перезаряжают оружие. Казалось бы, у них не хватит сил поднять тяжелые зарядные ящики. Но как уверенно они работают, как сильны их руки, такие маленькие и хрупкие с виду!

— Ну, все в порядке, технари! — приветливо машет рукой Щербатюк. — Машина готова!

Они складывают свои маленькие инструментальные сумочки, захватывают боекомплект и быстро бегут к следующей машине.

А в левом боковом щитке уже видна согнутая спина радистки.

— Как слышите? Как слышите? Я — Третий! Как слышите? Я — Третий. Перехожу на прием! Отвечайте!

Так, в упорном труде день за днем идет наша работа...

<...>

Самолет сел на вспаханное поле. Летчица Саша Акимова в погоне за фашистским разведчиком далеко ушла от аэродрома, и на обратный путь ей не хватило бензина.

На вездеходе, забрав с собой необходимый инструмент, запчасти и бочки с бензином, мы едем к месту посадки. Немного волнуемся: в первый раз мы с мотористом Галей Горениновой уезжаем от аэродрома, где в случае чего придут на выручку, посоветуют и помогут товарищи, а тут жизнь летчика, судьба машины зависит только от нас, от нашего умения. Наконец мы увидели одиноко стоящий на узкой полоске луга самолет. Нас встречает колхозница, вооруженная старой заржавленной берданкой.

- Это вы, девочки, будете машину чинить? - недоверчиво, с опаской спрашивает она нас. - Тут мужику с этой штукой справиться трудно, а вы такие махонькие. - Она сокрушенно, со вздохом осматривает наши и впрямь не очень внушительные фигуры.

- Ты не смотри, тетка, что они малы, они молодцы, любую машину наладят, - заступается за нас шофер вездехода.

- Ну, ну! Вы, девочки, не стесняйтесь, мы еще баб покличем, если что тяжелое поднять надо. Мужиков-то нет, а бабы пока в деревне не перевелись. Мы мигом!.. Летчица-то ваша - геройская девка, какую машину водит! А немца-то подстрелила. Он задымил, видать по всему, недалеко улетел, проклятый. И не побоялась она на сырую землю сесть! В прошлом году немец один тоже хотел здесь сесть, да вдребезги побился, а наша-то ловчей - машина совсем исправная, только крылышки погнулись, - показывает она на лопасти винта.

Мы тщательно осматриваем машину, ощупываем и проверяем каждый узел, а колхозница неотступно следит за нами и рассказывает о своей жизни во время оккупации. Машина действительно посажена без поломок. Необходимо сменить только винт и заправить.

Начинаем работу. В нас обеих не больше ста двадцати килограммов. Это как раз тот вес, который необходимо приложить к ключу, чтобы отпустить, а потом затянуть гайку, крепящую винт.

- Раз, два - взяли! - подбадривая себя криком, пытаемся отвернуть гайку.

Но не тут-то было! Теория одно, а практика другое.

- Да... - многозначительно, почесывая затылок, говорит шофер. - Даже на миллиметр не поддалась, проклятая! Может, в деревню сходить, колхозниц позвать? - И он вопросительно смотрит на меня.

- Попробуем пока сами. А то скажут: приехали, а сделать ничего не могут. Отвернуть самим нужно, а вот снять винт позовем.

Мы остаемся вдвоем. Шофер и колхозница ушли в деревню позаботиться о ночлеге и сказать Акимовой о нашем приезде.

- Трубу бы какую-нибудь найти, плечо увеличить на ключе - может, пошло бы, - растерянно шаря по ровному полю взглядом, говорю я.

- Может, кувалдой стукнуть? - спрашивает Галя. - Конечно, это не положено, но что делать?

Она влезает на верхний капот и вдруг кубарем сваливается оттуда с криком; "Нашла, нашла!" - и бежит в поле.

Через несколько минут она возвращается с длинной железной трубой, вероятно оставшейся от какой-то сельскохозяйственной машины. Вставив в нее ключ гайки, мы с плоскости одновременно рывком виснем на ней. "Раз!" - не вышло. Опять взбираемся на плоскость и опять летим вниз. Наконец гайка поддалась. Теперь демонтаж идет быстро. Деталь за деталью аккуратно раскладываем на чехле. Можно снимать винт и ставить новый, но он очень тяжелый. Нам одним не справиться. В это время к нам подходят радостная Саша Акимова, шофер и несколько колхозниц. Все дружно снимаем погнутый винт. Работа спорится.

Поздно вечером мы окончательно заканчиваем монтаж винта, еще раз тщательно проверяем работу мотора. Машина готова!

Завтра утром мощный рокот мотора разорвет тишину, и машина уйдет на выполнение новых боевых заданий. Мы хотя и здорово устали, но очень довольны: наше самостоятельное задание успешно выполнено.

Источники:

1) Учётная карточка награждённого к 40-летию Победы.

2) Наградные листы.

3) В небе фронтовом. - М.: Молодая гвардия, 1962.

Техники 586-го истребительного авиационного полка. Слева направо - З. А. Малькова, Г. И. Горенинова, В. И. Скачкова, К. Е. Радзивон:

Главная

Поиск захоронений

Кладбища (Смоленск)

Кладбища (Область)